Экскурсия

Российский форпост в борьбе за Южный Сахалин: От Муравьевского поста к городу Корсаков

Своим рождением город Корсаков обязан известному русскому мореплавателю Г. И. Невельскому, который, понимая огромное значение Сахалина как базы обороны Дальнего Востока от вторжения иностранцев, стремился поставить на нем военные посты. После поступления официального распоряжения правительства о занятии Сахалина, цель которого – «ограждение от покушений иностранцев», он принял решение об установлении военных постов на западном побережье острова, и особенно на юге, как главном пункте обороны Сахалина. 4 октября (22 сентября по старому стилю) 1853 г. на острове был основан русский военный пост Муравьевский. Пост был основан на месте айнского селения Томари-Анива и назван в честь генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Н. Муравьева. При этом Г. И. Невельским была составлена на русском и французском языках декларация, в которой подробно обоснована и окончательно провозглашена принадлежность Сахалина России, а также говорилось об установлении поста. Начальником поста был назначен майор Н. В. Буссе.

К началу русско-японской войны 1904–1905 гг. Корсаковский округ был уже обжитым районом. С событиями этой войны связан крутой поворот в истории Корсаковского поста. По Портсмутскому мирному договору 5 сентября (23 августа) 1905 г. территория Южного Сахалина отошла к Японии. Пост Корсаковский в течение 40 лет находился под юрисдикцией Японии в составе губернаторства Карафуто и был переименован в город Отомари (Оодомари). В обстановке военного положения на Южном Сахалине в Корсаковском посту было учреждено Гражданское управление, а с 1 апреля 1907 г. по Указу императора № 33 от 14 марта 1907 г. – губернаторство. Административный центр Южного Сахалина первоначально находился в Отомари, а с октября 1908 г. центром губернаторства Карафуто становится город Тоёхара (Тойохара), построенный на месте русского села Владимировка. Отомари остался центром волости, в которую входили прилегающие населённые пункты, также получившие японские названия. Период правления Японии с 1905 по 1945 г. на территории Южного Сахалина характеризовался активным процессом колонизации. В этот период был отмечен массовый отъезд русского населения с острова. Следуя примеру колониального освоения Кореи, японское правительство начало заселение Южного Сахалина за счёт переселенцев из Японии и Кореи. Почти сразу же, как обустроились переселенцы на острове, стали появляться первые школы Карафуто. В 1906 г. в Отомари японским правительством была открыта одна из трёх высших начальных школ на Южном Сахалине. Школа была открыта на месте бывшей русской школы. В 1912 г. в городе открылась первая средняя школа (гимназия), которая готовила учителей для начальных школ Карафуто, а также давала выпускникам возможность дальнейшего образования в университетах. В 1915 г. в Отомари открыта первая частная женская школа, а в 1930 г. – профессиональная торгово-промышленная школа. К 1936 г. в городе было уже 32 начальные школы разных уровней. Связь Южного Сахалина с Японией осуществлялась морем. К восточному побережью на линии Отару (Хоккайдо) – Отомари ходило три парохода. В колонизации Южного Сахалина губернаторство отводило большое место развитию сухопутных средств сообщения. 1 декабря 1906 г. было открыто железнодорожное движение на участке Владимировка – Соловьевка. В 1909 г. железная дорога была удлинена в сторону южной части города Корсакова. Между Корсаковым и Третьей Падью дорога была перенесена из сопок в сторону берега. Епископ Сергий, посетивший южный Сахалин с духовной миссией для оставшихся на острове русских, в путевых записках писал: «Не знаю, чем был Корсаковский пост при нашем русском владении южной частью Сахалина. Теперь же здесь вырос настоящий японский городок «Оотомари». Новые дома, широкие улицы, масса магазинов, школа, казармы, буддийские кумирни. Говорят, в городе уже сейчас есть до 700 «домов» (т. е. квартир). Весь берег уставлен лодками рыбопромышленников. Погружают в пароходы лес, привозимый из тайги. От Оотомари начинается дековильская железная дорога и тянется к северу до г. Тоёхара (быв. Владимировка)». Японский период развития города закончился 2 сентября 1945 г. – в день окончания второй мировой войны. Одновременно начался отсчёт нового этапа – советского. Еще некоторое время город носил японское название, а 5 июня 1946 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР ему возвращено имя того, в честь кого и был назван пост, – Корсаков, был образован Корсаковский район. В трудные послевоенные годы закладывался фундамент многих действующих до настоящего времени предприятий промышленности и сельского хозяйства, строительства, транспорта, торговли. Современный Корсаков – районный центр Сахалинской области, город областного подчинения, многоотраслевой промышленный центр, крупнейший морской порт Сахалина. Корсаковский морской торговый порт – старейшее предприятие города, один из четырёх незамерзающих портов Сахалинской области. Его по праву называют «Южными воротами Сахалина». К причалам порта ежегодно швартуются сотни судов, доставляющих на остров десятки тысяч тонн грузов. Отсюда вывозятся с Сахалина рыбная продукция, лес, пиломатериал, уголь. Порт обслуживает паромную переправу Корсаков – Хоккайдо, которая стала надежным мостом между двумя странами. В городе работают предприятия пищевой промышленности. Корсаковский агаровый завод производит самый высококачественный в стране агар-агар (изготавливается из анфельции – морских красных водорослей, используется главный образом в кондитерской промышленности). В рамках шельфового проекта «Сахалин-2» в посёлке Пригородное в 2009 г. пущен в эксплуатацию первый в России и один из самых мощных в мире завод по сжижению природного газа.


Объекты экскурсии



В XIX веке на Сахалине в разные годы существовало три русских военных поста с названием «Муравьёвский». В апреле 1853 года Российское правительство приняло указ о передаче Сахалина в управление Российско-Американской компании и создании на нем русских постов. 22 сентября (4 октября) 1853 года Г. И. Невельской основал на берегу залива Анива в айнском селении Кусун-Котан (район нынешнего г. Корсакова) Муравьёвский пост. Свое название он получил в честь генерал-губернатора Восточной Сибири Николая Николаевича Муравьёва. Пост просуществовал менее года. В связи с начавшейся Крымской войной 30 мая 1854 года россияне оставили его.

Ещё в 1853 г. капитан-лейтенант Г. И. Невельской, обосновывая возведение Муравьевского поста в заливе Анива, писал: «нельзя предполагать, чтобы от американцев, действующих уже ныне в Японии, могло ускользнуть это обстоятельство (отсутствие россиян в заливе Анива), а потому нельзя не опасаться, чтобы они, посетив залив этот и видя его нами незанятым, не воспользовались бы этим важным по своему положению пунктом, с занятием которого приобретается и значительное влияние на Японию, и решительное влияние на остров Сахалин, – остров, богатый каменным углем, который для них необходим…». Сахалинский уголь, несомненно, интересовал западные державы. Во время Крымской войны (1853 – 1856 гг.) команды английских военных судов высаживались на западном побережье Сахалина. В июле 1855 года экипаж английского судна «Hornet» осуществлял промеры в бухте Жонкиер и загрузил на борт судна около 50 тонн угля.

Сегодня на месте бывших российских постов: 1-м Муравьевского (г. Корсаков), Кусунайского, Сортунайского уставлены памятные знаки. Решением Сахалинского облисполкома от 11.07.1978 г. № 324 место основания Муравьевского поста было объявлено памятником истории Сахалинской области. Открытие памятного знака состоялось спустя 25 лет – 2 октября 2003 г. Автор идеи – художник-оформитель из г. Корсакова Анатолий Владимирович Бартошко. Знак представляет собой бетонную арку высотой 2,5 м, обращенную к морю, установленную на двухступенчатом шестиугольном постаменте. На арке установлен восьмиконечный крест высотой 1,5 м. Внутри арки установлены бетонные вазы, декорированные мозаикой. Внутри арки, на лицевой, обращенной к морю, стороне встроенной плиты надпись: «…Я, нижеподписавшийся, начальник этого края, 22 сентября 1853 года в главном пункте острова Сахалина Томари-Анива и поставил Российский Муравьевский пост… Геннадий Невельской».



У берегов будущего Корсакова снискал себе славу русский бронепалубный крейсер 2 ранга «Новик», самый быстроходный крейсер русского флота. Он получил имя «Новик» по названию подростков из дворян или детей боярских, поступивших на службу.

С первого дня русско-японской войны «Новик» принял активное участие в боевых действиях. Утром 27 января вся русская эскадра вышла навстречу японскому флоту. Командир, капитан 2 ранга Н. О. Эссен, вывел «Новик» на разведку и предпринял дерзкую попытку сблизиться с неприятельской эскадрой. «Новик» дважды пытался атаковать флагманский броненосец адмирала Того, сремясь приблизиться на дистанцию торпедного выстрела. При повторной попытке атаковать «Новик» получил попадание снаряда в корму, был вынужден выйти из боя и возвратиться на базу. На рейде Порт-Артура повреждённый «Новик» был встречен криками «Ура!». Через десять суток напряжённого ремонта, корабль был введён в строй. Последующие дни были наполнены активной боевой деятельностью: «Новик» участвовал в боях с японской эскадрой, поддерживал миноносцы, проводил разведку, его экипаж проявил высокое мастерство, героизм, показав пример выполнения долга. 27 июля, получив приказ прорвать блокаду и идти во Владивосток, капитан крейсера М. Ф. фон Шульц вывел «Новик» в составе эскадры из Порт-Артура. Русская эскадра проиграла бой, 10 из 18 вымпелов вернулись в Порт-Артур, остальные, за исключением «Новика», ушли в нейтральные порты. Командир и команда «Новика» приняли решение идти во Владивосток и после боя в Жёлтом море 28 июля крейсер прорвался в порт Циндао. Затем, обогнув Японию с востока, пришёл в Корсаков за углём. Не успев взять бункер, вынужден был принять бой с японским крейсером «Цусима». Получив 3 попадания под ватерлинию и свыше 10 в надстройку, «Новик» вышел из боя. Командир, получив данные радиоперехвата о присутствии других вражеских кораблей, оценив полученные повреждения, принял решение затопить крейсер, чтобы он не достался врагу. 42 человека под командованием мичмана А. П. Максимова остались на крейсере для снятия вооружения и ценного оборудования. Остальные 278 человек с обозом отправились в пост Александровский, чтобы оттуда отправиться на материк. 20 августа 1904 г. команда открыла кингстоны, крейсер лёг на грунт, преградив вход в порт для вражеских кораблей.

Подвиг сахалинского «Варяга» не был забыт, и на Сахалине его именем названы посёлок, гора и мыс, установлены памятные знаки в Корсакове и посёлке Новиково.



В ходе Южно-Сахалинской наступательной операции 25 августа 1945 года в 6 утра к причалам военно-морской базы Отомари (г. Корсаков) подошли советские корабли с десантом. Первыми высадили подразделения моряков сторожевые катера, затем тральщики. Противодействия десанту не было. Навстречу советским морякам вышла делегация японцев во главе с мэром Отомари, заявившая о капитуляции гарнизона города. В это же время в восточную окраину города вступили части 113 отдельной стрелковой бригады. К 10 часам военно-морская база была полностью занята, её гарнизон в 3400 человек был пленен и разоружен.

В 1949 году в центре города был открыт обелиск, установленный в честь советских десантников, освобождавших город. Он представлял собой квадратный в плане столб на пьедестале высотой 80 см. Он был выполнен из шлакоблоков с последующим оштукатуриванием. Основанием была железобетонная плита высотой 20 см. На обелиске имелась надпись "Здесь похоронены моряки, павшие смертью храбрых при освобождении г. Корсакова от японских империалистов". Верхний фриз был украшен стилизованным растительным орнаментом.

В 1969 году Корсаковским военным морским гарнизоном была произведена полная замена памятника. Новый памятник на бетонном стилобате, по углам украшенном пирамидками с венчающими их шарами, в центре на пятиступенчатом постаменте прямоугольное основание для памятной бронзовой таблички, увенчанное карнизом с лавровым венком. Сооружение венчает украшенный рустовкой шпиль с пятиугольной звездой в лавовом венке на верху. Табличка в форме щита и склоненных знамен с надписью "Вечная слава героям, павшим при освобождении г. Корсакова от японских милитаристов" была установлена на западной стороне памятника. Впоследствии в связи с формированием центральной городской площади табличку переместили на северную сторону обелиска. В декабре 2007 года была произведена облицовка обелиска черными полированными плитами.

 



Это место около Корсаковского порта называют горой Грусти (иногда — Печали или Слез). После окончания войны здесь со всего Сахалина собрались корейцы, вывезенные на остров во время японской правления на Южном Сахалине. Напрасно много дней они всматривались в морскую даль, ожидая пароходов, которые могли бы вернуть их домой. Япония отказалась вывезти корейцев на Родину, мотивируя тем, что они не граждане Японии. А Республика Корея могла предоставить всего три корабля для вывоза своих соотечественников. Но три корабля не могли вместить всех. Поэтому оставшиеся корейцы каждый день приходили на эту гору и ждали парохода, но так и не дождались. Эту гору невольно прозвали «горой слез и печали». Большинство из корейцев, которые когда-то покинули родину, как им казалось, на несколько месяцев, остались на чужбине на целые десятилетия. Многие умерли, так и не увидев родных. А для некоторых разделенных семей трагедия продолжается до сих пор.

Драматическая история, происходившая на горе Слез (Печали), так потрясла членов делегации общества «Ханган Форум» — союза творческой интеллигенции Республики Корея, побывавших на этом месте в 2005 году, что они выступили с инициативой поставить здесь памятник соотечественникам. Идею поддержали местные власти, выделившие земельный участок. Сбор средств на строительство мемориала происходил как в Республике Корея, так и на Сахалине. Свои пожертвования внесли не только представители островной корейской диаспоры, но и люди других национальностей — в общей сложности 419 человек. Всемирно известный скульптор-авангардист Цой Ин Су, вызвался создать этот монумент. Стихи, которые высечены на постаменте, написал Ким Мун Хван, автор гимна Олимпийских игр в Сеуле 1988 года. На русский язык эти стихи перевел сахалинец, член Союза писателей России Роман Хе.

Нержавеющую сталь, ставшую основным материалом для памятника, предоставила известная корейская компания, которая принимала участие в строительстве первого в России завода по сжижению газа (пос. Пригородное).

История и современность тесно переплелись в памятнике на горе Слез (Грусти), который изображает символический корабль, который разделен на две половинки и как будто стремится в небо. По словам президента организации «Ханган Форум», памятник на горе Слез (Грусти), не только должен напоминать о трагедии, но и заставлять думать о будущем, о таких отношениях между странами, которые не позволят повториться произошедшему много лет назад.

На основании памятника начертан текст на русском и корейском языках:

«Август сорок пятого года. В Корсаковском порту собрались 40000 наших соотечественников, насильственно завезенных на Сахалин, для рабского труда. Они, как дождь в пустыне, ждали желанного возвращения на Родину.

Но Япония бросила своих бывших сограждан, Забыла о них и советская власть, и желанная Родина.

С тех пор долгими зимними ночами они под вой метели ждали, когда приплывет к ним корабль с далекой Родины. Они здесь же умирали в конце концов, кто от голода, кто от холода, кто от тоски по Родине. Но их потомки, словно семя одуванчиков, расцвели на этой земле, ростком неистребимой жизни.

Родина ныне обрела свободу, и блуждающие души соотечественников вольными птицами устремились на юг…

Для них мы воздвигаем на «горе печали» корабль, устремленный в небо».

Ким Мун Хван.

3 ноября 2007 года мемориальный комплекс был открыт.



В связи с празднованием в 1996 году 300-летия Российского флота, учитывая глубокую связь города Корсакова с историей флота России, администрацией Корсакова было принято решение об установке памятного знака, посвящённого юбилею.

В октябре 1996 года на центральной площади города имени Ленина был установлен памятный знак по проекту Михаила Петровича Слава, председателя комитета по архитектуре и строительству и главного архитектора. Памятник представляет собой композицию из разномерных каменных глыб, корабельного якоря и таблички на каменном основании. Камни, использованные при сооружении знака - отделочные материалы, распространённые в Корсаковском районе. Они не подверглись дополнительной обработке.

Композиция расположена на специально сооружённой площадке. Текст на табличке: "Корсаков - флоту Российскому в честь 300-летия". Табличка установлена на шлифованной подставке из габбродиорита.